zvezda - Фельдшер на селе – и медик, и психолог, и «средство массовой информации»
Menu
.
RSS

      

A+ A A-

Каждый год 21 февраля российские фельдшера отмечают свой профессиональный праздник. И пусть это дата пока еще официально не утверждена, но невозможно не поздравить представителей этой профессии, которые стоят на аванпосте сельской медицины.

У фельдшера Оксаны Никитиной свободных минут для беседы с журналистом не так уж много: не успела закрыться дверь ФАПа за очередной бабушкой «с давлением», как тут же на пороге появляется другой пациент. Фельдшерско-акушерский пункт – это своего рода «мини-поликлиника». Однако, в отличие от районной поликлиники, местные жители идут на прием не к различным «узким» специалистам, а к фельд-шеру, который и первую помощь окажет, и процедуры выполнит. Оксана Владимировна рассказала о своих пациентах, о трудностях работы в ФАПе и ее преимуществах – обо всем том, что волнует сельского фельдшера.
– Колхозноахтубинский фельдшерско-акушерский пункт на сегодняшний день обслуживает непосредственно Колхозную Ахтубу, а также поселок Третья Карта, – рассказывает Оксана Владимировна. – По состоянию на начало 2019 года количество обслуживаемого населения составляет 905 человек.
– С какими жалобами чаще всего обращаются жители к фельдшеру?
– Обращаются по самым разным поводам. Это и обострения хронических заболеваний, и острые патологии, да и просто, бывает, нужен совет. В мои обязанности также входит обслуживание вызовов на дому.
– Каков основной ваш контингент пациентов?
– В основном это дети и лица пожилого возраста. Трудоспособным ходить в поликлинику или даже на ФАП некогда, им нужно работать, учить детей, растить внуков. К сожалению, те, кто должен сейчас особенно заботиться о своем здоровье, чтобы в дальнейшем предотвратить заболевания, этой заботой пренебрегают, не идут в медучреждение. А вот пожилые люди очень ответственно относятся к своему здоровью, все назначения доктора выполняют четко и вовремя. Много у нас пациентов-детей: недалеко детский сад и средняя школа. Хотелось бы, конечно, чтобы 40-50-летние люди уделяли своему здоровью больше внимания.
– Наверное, чтобы работать с пожилыми людьми, надо много терпения?…
– Часто старикам не столько медицинская помощь нужна, сколько внимание. Я прихожу по вызову к бабушке, а она мне: «Я вот сидела и так себе подумала: а какие у нас новости-то в сельсовете?». Позвать бы соседку в гости, обсудить, что да как в сельсовете, – не позовешь: она такая же немощная, ходить тяжело. Бабушка подумает-подумает да и вызовет фельдшера давление измерить.
Когда я только начинала работать, четкого разделения на рабочие и выходные дни здесь не было: идешь к пациентам, когда позвали. Уже потом администрация ЦРБ решила, что и у сельских медиков должен быть официальный выходной: личное время – это личное время. Каких-то экстренных случаев, где могла бы понадобиться моя помощь, например, тяжелые травмы или роды, за последнее время не припоминаю. Слава Богу, такого сейчас практически нет. Могут быть гипертонические кризы, нарушения мозгового кровообращения. Всегда выручает скорая помощь: Колхозная Ахтуба от райцентра недалеко, «скорая» приезжает быстро, и через 15-20 минут пациент уже в стационаре. Работаем слаженно. К счастью, «тяжелых» вызовов мало, люди грамотные и знают свои болезни. В основном приходится отправляться на вызовы к «хроникам».
– Наверное, глупо было бы задавать вам вопрос, любите ли вы свою работу…
– Скажу от души: это большое счастье для меня – уходить от пациента с чувством, что ты помогла, успокоила, сняла боль, а в некоторых случаях и уговорила лечиться. Да, порой бывают и конфликтные ситуации, когда человек будет требовать, указывать, какое именно лекарство ему назначить. Стараешься разрядить обстановку: и пациента не обидеть, но и не пойти на поводу. Сейчас проблема в том, что медицина становится сугубо «сферой услуг». Многое медики не должны делать.
– Что, например?
– Кто-то не хочет понять, что в некоторых случаях он и сам может себе помочь, не нужно зря отвлекать работников ФАПа от их прямых обязанностей. Например, когда звонят и требуют принести домой лекарства. Я, конечно, понимаю, что пожилым людям тяжело идти самим. Если, допустим, мне по пути, то я принесу лекарства. Но в других случаях это может сделать соцработник или дети. Не мне же в ущерб своим профессиональным обязанностям разносить по домам медикаменты.
– Многие люди, особенно пожилые, любят лечиться различными народными средствами. Как вы сами относитесь к народной медицине?
– У меня к ней двоякое отношение. С одной стороны, есть средства, которые проверены временем и действительно помогают: какие-то ингаляции из трав, растирания. С другой стороны, иногда доходит до абсурда: дождевые черви настаиваются в баночке, а затем жидкость из них капается в глаза. Это глупо! Или прикладывают какую-то траву, а потом приходят с ожогами от нее. К народной медицине должен быть рациональный подход: знать, как это средство действует, в каких количествах и как долго его применять. И, конечно, в первую очередь, нужно полагаться на достижения современной медицины. Народные средства в случае тяжелого заболевания могут пригодиться, но только если их применять как дополнение к основному лечению. И, естественно, перед применением консультироваться с медиками.
– Оксана Владимировна, что вы считаете самым главным в своей работе?
– Главное – это соблюдение принципа «Не навреди!». Работа медика требует сосредоточенности и хладнокровия. Бывают разные случаи, но, когда ты спокоен и уверен в своих действиях, это спокойствие передается и пациентам.

Денис Ананьев.