zvezda - Гармонист от бога
Menu
.
RSS

      

A+ A A-

Отгремели бои в Сталинграде. Еще два года продолжалась смертельная схватка с врагом, и жители Красной Слободы с тревогой ждали вестей с фронта. В семью Даниловых пришла «похоронка». Горько зарыдала тетя Настя, оставшаяся одна с двумя малолетними сыновьями. Приходили соседи, плакали вместе. Грустно смотрели на мир своими маленькими оконцами саманные кухни и серые домишки по улице Красноармейской. По ней еще проходила балка, доверху наполненная железом.

Это была исковерканная, бывшая военная техника: пушка, лафеты, кучи гильз от снарядов, остов сгоревшего грузовика и многое другое. Здесь проходило наше детство. Толик Данилов в синих трусах и больших, не по размеру яловых ботинках лазил с нами среди искореженных «железок».
Жили бедно. Может быть, поэтому помогали друг другу и с соседями были близки, как с родными. Через некоторое время шестнадцатилетний Толик зачастил к жившему на соседней улице двоюродному брату Сашке Лазареву. У того была гармошка. За короткое время Толя стал играть на инструменте лучше его хозяина.
Не успела вдова Настя вырастить и поднять на ноги сыновей. Выращивая огородную рассаду, задохнулась угарным газом в теплице. Остались братья одни. Геннадий на два года старше Толика. Их забрали к себе старики Савельевы – родители Насти.
Сейчас я задумываюсь о том, что неспроста, наверное, Толя полюбил гармонь. Музыка помогала ему забыть на время о горе. Он ей жаловался – и она отвечала трепетными нотами, вселяла надежду на будущее.
В 1950 или 1951 году с премии отец купил мне гармонь «Житомир». Конечно, я пошел к Толику с просьбой научить меня играть. Немного помучившись, я стал играть «Барыню». Отец был очень доволен моими успехами, но все равно музыкант из меня не получился. Другое дело – Толик. Он так «наяривал» на моем «Житомире», что к нам приходили его послушать ребята и девчата с соседних улиц. Сваленные у забора бревна были нашим «клубом». Толик играл танго, фокстроты, вальсы, плясовые. Пели и военные песни. Иногда танцы длились до позднего вечера.
Когда Толя учился в старших классах школы (сейчас это гимназия), нашли для него баян, и он играл на нем на школьных вечерах, свадьбах. Был, как говорится, востребован. Что меня удивляло, так это его способность стремительно осваивать инструмент. Он, например, быстро перешел от «двухрядки» на трехрядный баян.
На улице Мичуринской жил наш ровесник Гена Тараканов, у которого был аккордеон. Однажды мы с другом пошли на вечер в сельхозшколу и увидели там Толика Данилова, который уверенно стоял на сцене и играл на аккордеоне вальс. После я спросил у него:
- А где ты на нем играть научился?
- У Тараканова выпросил на два дня. На дольше он не дал: жадный, денег просит.
После школы Анатолий поступил в кинотехникум в городе Энгельсе Саратовской области. Когда вернулся в Красную Слободу, работал киномехаником в местном кинотеатре, который сначала назывался «25 лет Октября», потом – «Волга». Сейчас в этом здании располагается фитнес-клуб «Прайм». Он женился, но семейные отношения как-то не сложились. Он перебрался в Волжский, получив там однокомнатную квартиру, и все время продолжал играть. По выходным и праздникам его часто можно было увидеть в парке «Гидростроитель». Причем у него были свои поклонники таланта, которые знали и любили написанные им песни.
Анатолий Петрович – лауреат первого Всесоюзного конкурса «Играй, гармонь!», который проходил в 1990 году в Йошкар-Оле. В 1999 году он повторно принимал участие в фестивале. Был хорошо знаком с Геннадием Заволокиным, его братом и артистами ансамбля «Частушка». В возрасте 67 лет он выступал на конкурсе самодеятельного творчества «Россию возродят таланты» в Волжском.
Будучи простым и искренним человеком, он, безусловно, обладал талантом, дарил людям свое мастерство и любовь к музыке. Сам сирота с детства, он участвовал в деятельности благотворительного фонда. Собирал детские вещи и книги и привозил их нуждающимся в Краснослободск. Об этом рассказала бывший социальный педагог Наталья Ивановна Разживина.
Двадцатого марта 2012 года Анатолия Петровича не стало. Похоронили его в Краснослободске, рядом с могилой матери. Гранитная плита, и на ней выбита фотография: Анатолий с гармонью в руках, чуть ниже, в правом углу смотрит на него мать, и слова: «Ах, мамины глаза…»
Сейчас гармонь не в моде, и молодые люди не собираются у двора, чтобы потанцевать и спеть. Очень жаль, поскольку живая песня способна сплотить людей, вдохновить, снять усталость и стресс.
На эту статью меня вдохновила субботняя передача, которая до сих пор идет на первом канале, – «Играй, гармонь любимая!». Я хотел бы выступить с предложением провести конкурс для гармонистов района и посвятить его А.П. Данилову. Пусть в нем участвуют и молодые, и пожилые люди, и пусть музыка продолжает тревожить сердца и душу.
Виктор Орлов,
г. Краснослободск.