zvezda - Когда телефон – не друг
Menu
.
RSS

      

A+ A A-

Современную жизнь невозможно представить без мобильного телефона, который «всегда с тобой». Он - и экстренная помощь, и собеседник, и фотоаппарат, и диктофон, и точка доступа в интернет, и многое другое. Однако вместе с развитием технологий развиваются и мошеннические схемы, создающиеся для обмана обычных людей.

Поделюсь своим опытом. После размещения объявления на сайте «Авито» мне позвонил потенциальный «покупатель» и предложил перевести «задаток» на банковскую карту. Просил сообщить номер карты. Дальше – больше: он потребовал сообщить СМС-код, который сейчас придет на телефон. Код – это возможность распоряжаться в личном кабинете в интернет-банке. Естественно, тут уж сомнений в том, что это откровенное мошенничество, не оставалось. Интересно, что, когда я об этом сообщила своему потенциальному «покупателю», он некоторое время все еще проявлял настойчивость и заверял в своей честности. Очень уж дотошный попался мошенник.
В этот же вечер я написала заявление в Главное управление МВД России по Волгоградской области. Сделать это было довольно легко через интернет. Сообщила подробности и номер телефона звонившего. Честно говоря, я подумала о том, что на моем месте мог бы оказаться другой человек: старше, менее осведомленный по поводу интернет-банка – и тогда его «обобрали бы до нитки». Больше месяца длилось разбирательство и мое общение с представителями правоохранительных органов. Оказалось, что зарегистрирована СИМ-карта на иностранное лицо с временным проживанием в России. Найти злоумышленника, который говорил со мной на русском языке без акцента, было невозможно.
По статистике, большая часть преступлений, совершаемых с помощью мобильного телефона или интернета, остаются нераскрытыми. В отчете о работе ГУ МВД по Волгоградской области за 2018 год приводятся цифры: за прошлый год зафиксировано 1777 таких противоправных деяний. В суд направлено только 84 дела, расследование остальных, а это свыше 1700 дел, приостановлено. Вот и в моем случае (не самом драматичном, поскольку материально никто не пострадал) дело до суда не дошло.
Причин такого положения дел немало. Трудно раскрыть преступление по горячим следам, если преступник звонит потерпевшему из другого региона. В главке МВД по региону отмечают, что большое количество направляемых силовиками запросов сотовым операторам и поручений в другие регионы остаются без ответа. Проблемными для полиции становятся случаи, когда речь идет о переводах денег через банк или мобильный кошелек. Зачастую деньги переводятся не самому злоумышленнику, а некоему посреднику, которого ввели в заблуждение.
Нелегко сотрудникам полиции также получить детализацию телефонных звонков, сведения об абонентских номерах по IMEI, а также данные о дальнейшем движении похищенных денег. Расследование преступлений, совершенных в соцсетях или через сайты объявлений, затягивается и по причине длительности компьютерно-технических экспертиз, вызванной большой загруженностью экспертов и внушительного объема исследуемой информации. Так что лучше на удочку мошенников не попадаться.
Заветная мечта аферистов - получить полный доступ к банковскоий карте. Для этого нужно обманным путем выведать номер карты, срок ее действия и СМC-код. Кем только ни представляются мошенники: работниками службы безопасности банка, представителями Пенсионного фонда, работниками коммунальной службы. В зависимости от выбранной роли мошенники называют разные причины того, зачем им нужны данные карты. Например, они сообщают о долге за электричество и предлагают оплатить его прямо сейчас, в так называемом мобильном режиме, а иначе к неплательщику будут применены санкции. Банкиры могут сослаться на необходимость идентификации личных данных, которую невозможно провести без полной информации по карте.
Лично мне не раз приходило SMS-сообщение с текстом: «По вашей карте совершена покупка и заблокирована определенная сумма, позвоните по такому-то номеру». Номер был не банковский, поэтому, естественно, звонить не стала. Схема обмана такова: после того как владелец карты связывается со злоумышленниками, они пытаются выяснить номер его карточки, счета, CМC-код и прочие данные.
В погоне за наживой жулики способны на многое. Часто они прибегают к использованию самых разнообразных «слезливых» историй. Как правило, это происходит так. На номер вашего телефона приходит сообщение, в котором рассказывается о том, что какой-то человек попал в беду и ему очень нужна ваша помощь. Вас просят отправить на определенный номер сообщение. Стоимость за отправку данного сообщения не указывается и может стать для вас неприятной неожиданностью.
Еще одним из наиболее частых способов обмана является ситуация, когда на номер вашего телефона приходит сообщение примерно с таким содержанием: «Мам (пап), у меня проблемы, кинь мне на этот номер столько-то рублей, я позже перезвоню».
Как правило, в такой ситуации встревоженные родители сразу бегут пополнять счет мобильного телефона, с которого пришло СМС. При этом они не догадываются позвонить своему ребенку на его номер телефона, чтобы узнать, что произошло.
Еще одна неочевидная, но набирающая обороты мошенническая схема: злоумышленники делают короткие звонки на мобильные номера. Человек видит пропущенный вызов, перезванивает, выслушивает долгую рекламу, после чего звонок обрывается. А потом выясняется, что с его счета списана значительная сумма за этот вызов. Кстати, такая же ситуация может быть не только с пропущенными звонками, но и с сообщениями, например, о том, что со счета абонента списаны денежные средства, и, чтобы вернуть их, надо немедленно перезвонить или отправить СMС на указанный номер.
Можно стать жертвой аферистов, когда вы отдаете свой мобильный аппарат на ремонт. Жулики за очень короткий период способны считать данные и сделать неограниченное количество дубликатов вашей сим-карты. После этого они могут звонить за границу, а оплата счетов за переговоры ляжет на ваши плечи.
На самом деле вариантов обмана простых граждан при помощи высоких технологий достаточно много. Поэтому нужно быть очень бдительными и в сети интернет и хорошенько подумать перед тем, как оставлять свои личные данные в различных онлайн-сервисах и интернет-ресурсах.

Валентина Дорн.