zvezda - Ни минуты без экологии
Menu
.
RSS

      

A+ A A-

Почти четверть века школа х. Бурковский имеет статус школы экологического образования и воспитания

Наш большой дом
В один из осенних дней октября учащиеся 3 и 4 класса школы х. Бурковский, отключив телефоны, чтобы музыка и звонки не тревожили птиц, отправились в сказочное путешествие в мир природы вместе с педагогом-организатором, учителем начальных классов, учителем ИЗО Светланой Владимировной Рыбян. Им предстояло в ландшафтном парке найти дуб и познакомиться с ним.
Во время поисков дети вспоминали деревья, которые они изучали в парке ранее. Подойдя к раскидистому гиганту, ребята поспешили сообщить преподавателю, что они уже знают о дубе, и о том, как осенью прошлого года они участвовали в акции по сбору желудей.

Светлана Владимировна дополнила их рассказы, поведав учащимся о происхождении дерева, его полезных свойствах, отличительных особенностях, легендах и приметах, связанных с ним. Мальчишки и девчонки с удовольствием рассматривали листочки, ствол дерева. Педагог показала работы художников, которые изобразили дуб на полотнах, вдохновившись его красотой и мощью. Дружно вспоминали сказки о сильном дереве. А потом начали рисовать дуб. В ходе внеклассного мероприятия дети зачитывали свои сочинения-сказки о дубе и экологических проблемах, которые изу-чили заранее, собирали упавшие желуди, чтобы сделать из них поделки. И, конечно же, отвечали на вопросы учителя. Что такое экология? Как вредит мусор? Что нужно делать, чтобы сберечь природу? Какие экологические проблемы знаете? Для чего в поселках установили баки с крышками (контейнеры)?
Вот лишь некоторые ответы ребят.
Дима Байрамов:
- Экология - это когда люди ухаживают за природой, не мусорят, убирают за собой. Ухаживать за растениями нужно, чтобы они росли и выделяли кислород, необходимый людям для дыхания. Я защищаю природу, помогая маме поливать цветы, ношу ведра с водой.
Даниил Беликов:
- Нельзя ломать ветки и рубить деревья, кидать мусор.
Матвей Ретивов:
- Экология - это когда растения растут. Не надо взрывать петарды, сжигать листву, нельзя ломать деревья. Природу нужно защищать от мусора, плохих людей, браконьеров. Я убираю вокруг своего дома после того, как плохие люди намусорят.
Подводя итог, Светлана Владимировна спрашивает детей о том, что они расскажут вечером родителям о путешествии. Учащиеся отвечают практически хором: «Нельзя мусорить, портить деревья. Природа - это наш большой дом!».
Учителя школы едины во мнении, что любая исследовательская работа учащихся по изучению объектов живой природы укрепит взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал. А это позволит добиться цели, которую поставили учителя: воспитать экологически грамотного человека.
Тема экологии в школе х. Бурковский проходит красной нитью через весь образовательно-воспитательный процесс. Поэтому ни дня не проходит, чтобы педагоги не говорили с учащимися на уроках или внеурочных мероприятиях о природе и её защите.

Воспитываем защитников природы
В 1998 году школе х.Бурковский присвоен статус школы экологического образования и воспитания. Неоднократно она становилась лауреатом конкурса инновационных школ. С 2016 по 2021 годы школа работала в режиме региональной инновационной площадки «Ландшафтный парк как эффективный инструмент повышения уровня экологического образования и воспитания школьников».
Особенность процесса экологического обучения и воспитания в школе х. Бурковский состоит в том, что на ее территории имеется ландшафтный парк. Он заложен в 2005 году. Парк разбит на 5 зон, где в миниатюре представлена растительность пяти природных парков Волгоградской области: Щербаковского, Донского, Эльтонского, Нижнехоперского и «Волго-Ахтубинская пойма». Ландшафтный парк используется как специализированный образовательный маршрут. Здесь проводятся уроки, исследования, экскурсии, полевые практики, реализуются проекты. Ведется пропагандистская работа по охране природы.
- Вопросы экологии являются сегодня приоритетными как в Волгоградской области, так и в целом по стране, - говорит директор школы х. Бурковский Ольга Попкова. - Одной из мер по спасению, сохранению и охране окружающей среды является подготовка экологически грамотных специалистов и массовое воспитание населения в духе защиты природы. Основы экологического образования необходимо закладывать с раннего возраста. Любовь к природе появляется в детской душе только в том случае, если юные жители планеты ежедневно видят примеры внимательного, заботливого отношения к ней со стороны взрослых, учителей, воспитателей и родителей.
В образовательном учреждении создана система непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладывается мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру.
- На протяжении уже нескольких лет в школе функционирует детское движение «Эколята». В него входят дошкольники, учащиеся начальных классов и среднего звена 5-6 классов. Работа начинается с детского сада «Журавлик» х. Госпитомник, - рассказывает педагог-организатор С.В. Рыбян. - Здесь тематические занятия по экологии с малышами проводит воспитатель Юлия Николаевна Денисова. В школе работу в данном направлении продолжаем, расширяя знания, кругозор детей, привлекая их к практическим мероприятиям по защите природы, к различным конкурсам и творческим проектам экологической направленности разного уровня. Мальчишки и девчонки занимают призовые места. «Эколята» самостоятельно проводят для гостей экскурсию по школьному парку. Мы ежегодно участвуем во Всероссийском уроке «Эколята - молодые защитники Природы».
Педагоги школы считают, что любовь к природе не приходит сама собой - ее надо пробудить. По их словам, дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют глубокие и разносторонние знания. В комплексных делах, праздниках, самоуправленческих и природоохранных мероприятиях участвуют учащиеся 1-11 классов, учителя, родители, друзья школы и социальные партнеры. Экологическое воспитание предполагает активное участие детей в благоустройстве территории школы, х.Бурковский, Фрунзенского поселения, участие в исследовательской работе по экологии родного края, организацию внеклассных мероприятий по данному направлению, создание газет, плакатов в защиту и сохранение окружающей среды.
- Много уроков экологической направленности проводит учитель биологии и химии Виктория Викторовна Кутнюк, - рассказывает директор школы. - Старшеклассники выполняют различные исследования, работают над проектами. Из последних стоит отметить работу выпускницы школы Костиной Елизаветы «Влияние кислотных осадков на окружающую среду». В школе функционирует отряд волонтеров детской школьной организации «ЭКОС», которые проводят в школе различные акции и мероприятия «Клумба Победы», «Безопасная батарейка», «Мы чистим мир!», «Посади дерево!», «Покормите птиц зимой!», «День Земли» и др.

В тесном партнерстве
Экологическое воспитание учащихся, становление экологической культуры личности, повышение качества знаний и расширение рамок биологического образования школьников ведется в образовательном учреждении совместно с Природным парком «Волго-Ахтубинская пойма», Волгоградским аграрным университетом, рассадным комплексом «Росток» (руководитель Ирина Мурашова). К проведению природоохранных мероприятий подключаются и родители.
В прошлом году преподаватели ВолГАУ в 9 классах в рамках профориентации проводили семинары. Они рассказывали выпускникам о сельскохозяйственных профессиях, о высшем учебном заведении, которое готовит специалистов для отрасли. В текущем учебном году 8а и 8б являются агроклассами. Ребята изучают элективный курс «Введение в агрохимию», далее будут «Агробиология», «Агрофизика». Занимаются со школьниками и учителя, и специалисты рассадного комплекса. На производственной базе будут проходить практические занятия. Здесь подростки получат представление о сельскохозяйственных профессиях, увидят, как выращивается рассада, происходят процессы, необходимые для роста и развития растений.
- Миссия школы состоит в воспитании и развитии активной, инновационно мыслящей личности, - считает О.В. Попкова. - И это возможно через вовлечение в разнообразную социально значимую деятельность. Итог - убежденность гражданина в необходимости беречь природу и преумножать ее богатства.

Светлана Кондрашова.