zvezda - Александр Ягупов в Берлин пришел победителем
Menu
.
RSS

      

A+ A A-

Они пришли победителями в Берлин, наполовину разрушенный в ходе авианалетов. Теперь русские солдаты и офицеры ходили по улицам города, который считался «логовом фашистской Германии», оставляли свои подписи на рейхстаге, фотографировались на фоне известных памятников. После подписания акта о капитуляции фашизма победители организовали полевые кухни для жителей Берлина и налаживали мирную жизнь. Некоторые оставались здесь надолго, на несколько лет.

Александр Петрович много лет прожил в Краснослободске. Его день рождения отмечали незадолго перед Днем Победы - седьмого мая. В этом году ветеран мог бы отметить свое 95-летие, но не дожил до этой даты. Он умер в 2011 году.
Александр Ягупов прослужил в военно-российском комиссариате в Берлине пять лет. Был участником знаменитого парада в Берлине 7 сентября 1945 года. Тогда на площадь у Бранденбургских ворот вышли все союзнические войска. Это было впечатляюще и символично: именно у Бранденбургских ворот фактически закончилась битва за столицу Германии и именно здесь сдались в плен остатки берлинской группировки германских войск.
Путь в Берлин, как и для других бойцов, был для Александра Ягупова непростым. В самых общих чертах он излагал так:
«Пятнадцатого января 1943 года меня призвали в армию рядовым в 66-й запасной полк. Мы попали в город Пугачев Саратовской области. В землянке человек по 250 было. Потом отобрали 120 человек и повезли в бронетанковое училище в Лунино Пензенской области. Училище расформировали, и я попал в 27-й запасной артиллерийский полк. В его составе находился до сентября 1943 г. Нас привезли в освобожденный Сталинград, а 19 ноября направили на фронт. Мы вступили в бои под Брестом, потом пошли на Варшаву, далее на Данциг и дошли до озера Варен. Там мы встретились с англичанами 5 мая».
В личной беседе Александр Петрович рассказывал, что служил артразведчиком. Должен был определять, где находятся огневые точки противника. Онажды едва не погиб, выполняя задание. Тогда их разведгруппа оказалась в польском селе под Варшавой. Местные жители сказали, что фашистов у них нет, но вдалеке они увидели бегущих людей в военной форме. Командир взвода и один из бойцов бросились в погоню – в это время с другой стороны неожиданно прозвучали выстрелы. Одна пуля слегка задела командира, другая – ранила бойца, который упал прямо в кювет на дороге. Через некоторое время Александр под прикрытием товарищей пополз за раненым. В одном месте его нужно было перетащить через переезд. Место открытое – их сразу заметили фашисты.
– Сашка, тебя заметили слева! – крикнул кто-то из наблюдателей.
Александр затаился, пригнул голову, а когда ее поднял, то прямо перед собой увидел немецких солдат.
– Руки вверх! – скомандовал один.
В это время раздались выстрелы из укрытия, и, пользуясь моментом, Ягупов бросился в сторону домов, взвалив раненого на плечи. Некоторое время они пролежали в укрытии. Позже выяснилось, что командир взвода отдал приказ группе возвращаться в расположение части, не дожидаясь беглецов. Хуже всего, что офицер потом объявил, что Ягупов сдался в плен и теперь он – изменник Родины. Так что он оказался без вины виноватым, и оправдаться потом было нелегко.
Были и еще опасные моменты: когда форсировали разлившийся Одер (фашисты взорвали плотину), наступали на Варшаву. Зимой они мерзли и голодали. Перебивались мороженой картошкой, которую поляки оставляли на буртах.
Александр Петрович был награжден медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За оборону Сталинграда». Участие в Сталинградской битве он принял еще до призыва в армию. Будучи курсантом Сталинградской детской школы речного пароходства, он работал на переправе, на катерах. Однажды едва не утонул, когда теплоход «Абхазец» пошел ко дну из-за перегруза. Это случилось, когда на Волге уже стоял лед. Люди барахтались в ледяной воде, цепляясь за все, что подвернется, в отчаянной попытке спастись. Александр нырнул вниз, освобождаясь от чужих рук, и тогда в его голове пронеслась мысль, что сверху может быть лед – и тогда он останется в этой ледяной могиле. Ему повезло. Вместе с другими немногими уцелевшими их подняли на борт «Иванищева». Потом ему везло много раз, поэтому и остался в живых.
После войны Александр Петрович работал помощником механика и механиком на переправе, окончив заочно астраханский техникум. Всегда с удовольствием вспоминал о годах, когда он был инженером-механиком на корабле, принадлежащим клубу юных моряков. Вместе с ребятами они ходили в Набережные Челны, в Москву, в Горький, в Астрахань. Возможно, когда-нибудь в кают-компании он рассказывал ребятам о своем боевом пути.
Сейчас память Александра Петровича чтут его сыновья, внуки и правнуки.
– Он был очень честным, волевым, надежным, ответственным и порядочным человеком, – вспоминает внучка Светлана Джиоева.

Валентина Дорн.