zvezda - Среднеахтубинцам рассказали о поездке в Звездный городок
Menu
.
RSS

      

A+ A A-

12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики
Многие мальчишки, родившиеся в СССР, мечтали стать космонавтами. Что это за люди, какие они – все это мне повезло узнать летом 1989 года.
Я обучался в Волгоградском мужском лицее педагогического профиля (Сейчас Лицей Следственного комитета имени Федора Федоровича Слипченко). В марте 1989 года в музее лицея был открыт бюст дважды Героя Советского Союза Юрия Васильевича Малышева, родившегося в г.Николаевске Волгоградской области. Автор скульптурного портрета – волгоградец В.Г. Фетисов. На открытие в лицей приехали гости из Звездного городка и из средней школы г. Николаевска Волгоградской области, где учился Ю.В. Малышев.
А летом того же года в составе лицеистов по приглашению нашего земляка-космонавта мы две недели были гостями в Звездном городке, Центре подготовки космонавтов в Подмосковье. Первое, что мы с удивлением там увидели, – это несколько зайцев, мирно резвящихся на лужайке рядом с жилыми домами и совершенно не обращающих внимание на людей.

Пара ребят, бросившихся было к ним, была остановлена встретившим нас Юрием Малышевым, который с ироничными искрами в глазах попросил не пугать «косых» и не портить им нервную систему, а то они и так «шкодят», едят цветы в клумбах. Я вспоминаю секретные здания цехов со сложными устройствами, различными скафандрами, зал с бассейном, в котором космонавты проходили испытания, центрифугу. Наша группа несколько раз посещала квартиру, в которой жил Юрий Алексеевич Гагарин. Из окна его комнаты мы видели памятник ему, первому космонавту. Он установлен так, как будто возвращается к себе домой.
Помню долгие задушевные беседы с этими улыбчивыми, веселыми и добрыми мужчинами: Владимиром Александровичем Джанибековым, Юрием Васильевичем Малышевым, Алексеем Архиповичем Леоновым. Они рассказали, как провожали Ю.А. Гагарина в полет. Волгоградские школьники узнали о том, что надпись «СССР» на шлеме Гагарина была сделана в последний момент, в автобусе на скорую руку. И о том, что многие спонтанные и обыденные действия команды в тот день при последующих полетах стали традицией, в точности и торжественно соблюдающейся и поныне. А еще нам сообщили, смеясь, что у Юры (так ласково они называли между собой Гагарина) главная медаль – «За освоение целинных земель». И на вопрос: «Почему такая странная медаль у первого человека в космосе?» космонавты поведали, что, когда Юрий Гагарин приземлился на поле, первым его обнаружили колхозники, доложившие о посадке председателю. И второпях, в радости от события председатель, срочно выезжая на место, взял с собой ту награду, которая лежала у него в сейфе, и первым торжественно наградил Юрия Алексеевича тем, чем мог. Вспоминая Ю.А. Гагарина, космонавты говорили о нем с большим уважением. Было видно, что им тяжело даются воспоминания о погибших товарищах. Рассказывали так, как будто он был жив, просто временно отсутствует, ушел на службу…
Мы узнали о том, как Юрий Гагарин передавал привет с орбиты всеобщему любимцу – Алексею Леонову, которого между собой космонавты шуточно именовали «блондином». Помню, как Алексей Архипович в ответ на наши наивные мечтания об освоении космического пространства вдруг стал серьезным и задумчиво сказал: «Ребята, космос – очень опасная для людей среда. Ваша задача сейчас - учиться. И учиться хорошо».
Для нас были организованы экскурсии в Академию бронетанковых войск, в летный музей авиационной техники в Монино. Побывали и на Красной площади, о чем до сих пор свидетельствуют фотографии на стенах лицейского музея.
В Звездном городке нас всегда сопровождал Ю.В. Малышев. Экскурсию вокруг самолетов провел его друг, пожилой генерал авиации. Я краем уха услышал, как Малышев просил его показать нам ракетоплан, генерал долго не соглашался, уповая на секретность, но потом уступил Юрию Васильевичу. И вот они подвели нас к очень странному самолету, внешне похожему на современный Ту-144. Не маленький, но и не огромный. Длинное сигарообразное тело, согнутый вниз градусов на 30 складывающийся нос, похожий на острый клюв. Получившийся технологический разлом обнажил в нем два очень маленьких, закопченных до коричневого цвета окошка – смотрового лобового стекла пилотов. Сам самолет, или, вернее, ракетоплан, был сделан из не свойственного авиации материала, внешне похожего на обычную нержавеющую сталь. Причем шок вызывал цвет блестящего металла, все передние части техники были в черно-синих разводах. Все имело вид перекаленной и неудачно, неравномерно остуженной стали. При ближайшем рассмотрении было явно видно воздействие на металл огромных температур, под действием которых корпус начинал плавиться, части металла на выступающих элементах застыли стекающими по поверхности к хвосту самолета каплями. Борозды от капель, наплывы – все это ярко демонстрировало, каким страшным тепловым воздействиям подвергался данный летательный аппарат. Юрий Васильевич и его спутник долго молчали возле этого экспоната. По их внешнему виду мы поняли, что какое-то воспоминание очень тяготит космонавтов. Мы остро почувствовали трагичность момента и сами стояли молча. Затем нам пояснили, что это один из двух испытательных самолетов. Первый, поставив запланированные научные рекорды, оправдав возложенные на него надежды, – разбился. Юрий Васильевич и его спутник с грустью в голосе констатировали: несмотря на то, что наука смогла вплотную подвинуться к достижению запредельных скоростей, на тот момент в мире, к сожалению, не существовало материала для корпуса ракетоплана, способного сопротивляться громадным тепловым нагрузкам.
Много интересного и удивительного мы узнали и увидели за эту поездку, но главное впечатление – это люди, которые отечески о нас заботились. За две недели школьники сдружились с жителями Звездного городка, и нам трудно и грустно было расставаться. Когда космонавты провожали нас, дав в дорогу провизию и подарки, когда они пожимали нам наши мальчишечьи руки своими крепкими ладонями, я понял, кем хочу стать – я хочу стать настоящим Мужчиной, как они.
По окончании лицея я отучился в педагогическом институте на историка, защитил бакалавриат, потом магистратуру с красным дипломом. Темой диссертации выбрал «Государственная политика СССР в области освоения космоса».
Недавно я побывал в музее лицея, со светлым чувством ностальгии рассмотрел фотографии 35-летней давности, сфотографировался рядом с бюстом Юрия Малышева. Многолетняя дружба связывала лицей с этим замечательным космонавтом, до сих пор теплые воспоминания о том времени живут в моем сердце.
Александр Атесов, г. Краснослободск.