zvezda - Дерево, фантазия и умелые руки мастера
Menu
.
RSS

      

A+ A A-

Владимир Кшнякин - человек увлеченный и мастер на все руки. Это становится ясно даже после непродолжительного общения с ним и посещения музея, который он обустроил в своем необычном доме. Сейчас две комнаты едва вмещают в себя все поделки и экспонаты из его обширной коллекции.

Своих посетителей Владимир сначала приглашает в зеркальное фойе. В солнечный день, когда блики ложатся на полированные деревянные поверхности, играют и отражаются в зеркалах, оно напоминает янтарную или золотую комнату из дворца. Причудливая искусная резьба украшает двери и окна, а рамы впечатляют своим многообразием. Именно с зеркалами заниматься резчику очень нравится: здесь простор для творчества и вдохновения. Как будто с восхищением или благодарностью они отражают фантазию художника.
На полу фойе расставлены деревянные вазы разных форм и фактуры. О каждой из них резчик может рассказать как о любимом детище. Вот, например, из ясеня, похожего на слоновую кость. Вот в крапинку из среднеазиатского тополя. Есть символичная ваза - песочные часы и рог изобилия, издающий трубные звуки, и многое -многое другое.
После фойе открывается дверь в сам музей, где можно забыть о времени, разглядывая каждый экспонат. Здесь в деревянных рамах - картины (портреты, натюрморты, пейзажи), иконы (часть из них – вышивка местного умельца), снова вазы и причудливые поделки из дерева. Трудно осознать, что когда-то они были ветвями, стеблями, корнями, наростами и так далее.
Владимир родился в Мордовии и с детства привык к ремеслу. Они с друзьями сами делали себе «пистолеты» и «автоматы» в мастерской, которая располагалась в курятнике. По-настоящему увлекся резьбой по дереву он уже в более солидном возрасте: после того, как их семья переехала в Суходол и он немного утолил свою жажду путешествий по России, воодушевленный романами Джека Лондона.
- Я всегда был в поиске. Когда увлекся резьбой, несколько раз ездил в Питер и ходил по музеям, рисовал наброски там, иногда обещался с реставраторами. Питерские мастера непревзойденные, и мне очень нравится стиль барокко с его роскошью и изяществом линий. Я в своих работах стараюсь ему следовать, - рассказывает Владимир.
В Волжском, на острове Зеленом, супруги Кшнякины купили скромную дачу. Чтобы построить дом своей мечты, пришлось много трудиться, вести хозяйство. Сейчас деревянный дом с резными украшениями – своеобразная достопримечательность острова Зеленого. Иногда его называют «волшебный терем». От фундамента до изразцов под крышей – все выполнено руками умельца. Стоит отметить, что работа по украшению кропотливая: сначала нужно придумать и сделать эскиз, а уж потом по нему заниматься резьбой. Если резьба сложная, работа над изделием может занять недели и месяцы. Зима, когда не нужно трудиться на своем приусадебном участке, – самое плодотворное время для Владимира.
Специального образования у него нет. Он – мастер-самоучка и, как уже говорилось, очень увлеченный человек. Учился по книгам, изучал работы известных мастеров. Важным событием в его жизни стало знакомство с волгоградским художником Борисом Маховым. Когда-то он предложил Владимиру делать рамы к картинам. Дело это не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Рама должна удачно обрамлять произведение искусства. Правильно подобранная рама для картины оттеняет ее цветовую палитру и значительно меняет впечатление от композиции без смещения при этом акцентов и без потери изображенного сюжета. Одинаковые картины, оформленные в разные рамы, смотрятся совершенно по-разному. В коллекции Владимира немало картин, для которых он собственноручно изготовил рамы. К каждой из них мастер подбирал определенную породу дерева. Он говорит, что во всем нужна гармония.
Борис Махов – признанный мастер пейзажной живописи, последователь традиций русской классической школы, в первую очередь, творчества И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина, В.Д. Поленова. Борис Иванович практически все свои пленэрные работы последних двух десятилетий выполнил в Волго-Ахтубинской пойме. Непритязательная красота этих заповедных мест пленила сердце художника. В «ахтубинских» этюдах много пространства, солнечного света и волнующей притягательности. В деревянных «окладах» они становятся гармоничнее и обретают неповторимость. Точка соприкосновения мастера по живописи и мастера резьбы по дереву – любовь к природе. Это очевидно.
- Я не хочу прославить себя, я хочу, чтобы люди оценили природную красоту. Лес – это огромное богатство, которое нам нужно беречь, - любит повторять Владимир, показывая свои работы из природных материалов: абрикоса, дуба, осины и других пород деревьев.

Все они отличаются по фактуре, цвету, радуют глаз и притягивают прикосновение, чтобы под ладонью ощутить живое. По мнению мастера, дуб олицетворяет собой мужественность, твердость, а липа – женственность, податливость, нежность. В коллекции мастера, помимо рам для картин, икон, зеркал, ваз, есть много поделок, напоминающих фигурки птиц, животных, рептилий: их он просто нашел в лесу и придал им более благородный законченный вид. Возможно, десятки людей прошли мимо этой ветки или сучка, а он остановился и разглядел нечто большее. Отыскав на бывшем полигоне гильзы от снарядов, он совместил эти символы войны с деревом, придав композиции тему жизни и смерти. Формула его творений такова: взгляд художника, фантазия и умелые руки. Впечатляющий ковш Ильи Муромца, который могут осилить не всякие руки, когда-то был просто наростом на иве.
- Я часто бываю в гостях у мамы в Суходоле. Иногда целый день хожу по лесу, ищу что-нибудь интересное. Бывает, возвращаюсь ни с чем, а бывает, что еле донесу до дома. Почти все мои вазы можно назвать суходольскими. Несколько лет назад горел лес близ Суходола. Потом, обходя это место, я принес обгоревшую древесину. Вазы получились необычными, черного цвета, - рассказывает мастер.
Талантливый человек талантлив во всем. Владимир продолжает искать приложения своих способностей. Лепит из глины, работает по камню, пишет прозу и поет, увлекается мордовской культурой, выращивает персики и яблоки (в этом году – богатый урожай). Еще собирает экспонаты для военного музея имени Чурбанова. Он хочет, чтобы творения его рук видели люди и понимали, что красота рядом с нами.

Валентина Дорн.